- Цирк
-
ЦИРК (от лат. circus — круг) — 1) Вид иск-ва, к-рый включает в себя жанры конной езды, клоунады, пантомимы, акробатики, эквилибристики, гимнастики, дрессировки животных, музыкальной эксцентрики, иллюзионизма. В России в 17—18 вв. цирк. представления давались на нар. гуляниях. Первый в России полустационарный Ц. был создан в 1764 в Москве Бейтсом. В нач. 19 в. в России гастролировали иностр. цирк. труппы. Нек-рые антрепренеры (Ж. Турниер, А. Гверра, Ж. Лежар, П. Кюзан и др.) строили для своих выступлений стационарные здания. К сер. 19 в. Ц. были созданы во мн. городах России, крупнейшие из них Ц. Чинизелли в Петербурге на Фонтанке (осн. в 1877), Ц. А. Саламонского в Москве (осн. 1880, ныне Моск. Ц. на Цветном бульваре), Ц. бр. Никитиных и Труцци — в провинц. городах и в Москве.
В рус. Ц. особое развитие получила сатирич. клоунада. Популярностью пользовались клоуны-сатирики А. Л. и В. Л. Дуровы, Бим-Бом (И. С. Радунский с партнерами), В. Е. Лазаренко. Известность получили наездники Н. Сычев, В. Соболевский, акробаты Сосины, Федосеевские, жонглеры Пащенко, велосипедисты Польди и др.
После 1917 Ц. входит в число наиб. поощряемых властью видов иск-ва, во всех крупных городах были построены цирк. здания, начала действовать система передвижных Ц.-шапито.
В сов. Ц. ставились тематич. представления, объединенные сквозным сюжетом. Над созданием цирк. программ работали писатели и поэты В. В. Маяковский, А. М. Арго, Н. А. Адуев, В. Е. Ардов, Н. Р. Эрдман, В. С. Поляков; композиторы А. И. Хачатурян, И. О. Дунаевский, М. С. Вайнберг; художники К. Ф. Юон, В. Ф. Рындин, Н. П. Акимов, В. М. Ходасевич, Т. Г. Бруни; режиссеры В. Э. Мейерхольд, Н. М. Горчаков, Н. В. Петров, С. Э. Радлов, А. Г. Арнольд, Г. С. Венецианов, М. С. Местечкин и мн. др.
Сов. клоунада продолжала традиции жанра (Дуровы, М. Н. Румянцев — Карандаш, Б. П. Вяткин, К. А. Берман, О. К. Попов, Ю. В. Никулин, Л. Г. Енгибаров и др.). Возникла школа дрессировки животных (В. Ж. Труцци, Б. А. Эдер, Н. П. Гладильщиков, И. Н. Бугримова, В. И. Филатов и др.). Успешно работали артисты физкультурно-акробатических жанров (акробаты Довейко, Маслюковы, Сосины, Беляковы, Кадыр-Гулям; гимнасты Волгины, Платоновы, П. С. Чернега и С. А. Разумов, сестры Кох), большой популярностью пользовались иллюзионисты (Кио, Сокол и др.).
В сов. Ц. использовались традиции иск-ва народов СССР (дагестанские канатоходцы Цовкра, тувинские жонглеры Оскал-Оол, наездники Кантемировы и мн. др.).
Артисты рос. Ц. пользуются большим международным признанием. В нас. время мн. номера рос. артистов включены в программы заруб. цирк. коллективов и практически не показываются в России.
2) Здание с ареной (манежем), где даются цирк, представления.
Цирк. На арене Ю. В. Дуров с сыном Ю. Дуровым

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.